Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Обсуждение событий прошедшего дня с детьми способствует развитию речи

Известно, что обсуждение с детьми книг с картинками без слов очень полезно для развития речи. Однако не всем детям нравится это занятие, а некоторым родителям оно может показаться скучным или вызывать стресс. Новое исследование, проведенное Флоридским Атлантическим университетом в сотрудничестве с Орхусским университетом в Дании, выявило альтернативный (и в чем-то более эффективный) способ развития речи ребенка. Это беседы о прошедших событиях.

Исследователи записали разговоры между датскими родителями и их детьми 3–5 лет, когда они занимались тремя видами деятельности: обсуждением книжки с картинками (без слов), разговором о прошедших событиях и совместной игрой в LEGO.

На основе расшифровок записанных разговоров исследователи измерили свойства родительской речи, которые, как было установлено, связаны с языковым развитием детей. Они также измерили, как много говорили дети и насколько сложной была их речь.

Результаты исследования, опубликованные в Journal of Applied Developmental Psychology, показали, что во время разговоров о событиях из жизни речь родителей так же насыщенна, как и при совместном чтении книг. Совместное чтение книг и беседы о прошлом оказались эффективнее игры с конструктором по трем показателям качества речи: реже использовалась директивная речь (требования, односторонние указания), чаще звучали вопросы вроде «что/кто/где», побуждающие ребенка вспоминать и формулировать мысль, а также вопросы типа «почему/как», развивающие мышление.

И воспоминания, и совместный рассказ по книге увеличили лексическое богатство родительской речи по сравнению с игрой в конструктор. При этом в случае совместных воспоминаний родительская речь была более сложной в грамматическом отношении и чаще поощряла ребенка говорить расширенными предложениями, чем во время изучения книги или игры.

Авторы подчеркивают, что живое обсуждение событий естественно и универсально для человеческих сообществ. За счет этого оно крайне эффективно для тренировки детской речи. Особенно полезно, если в процессе взрослый поддерживает и поощряет ребенка.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Дети разговорчивых родителей лучше осваивают язык

Об этом говорят результаты нового масштабного исследования

Детские книги, которые пробуждают любопытство к языку

Слова нужны не только для общения, они могут удивлять и радовать сами по себе

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Понимая этапы развития речи, родители могут вовремя заметить проблемы и справиться с ними

все публикации

Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба